Нур-Султан – Председатель правления АО «НК «QazaqGaz» Санжар Жаркешов выступил на правительственном часе в Мажилисе Парламента и рассказал об антикризисных мерах для газовой отрасли страны.

Казахстан – страна с подтвержденным объемом запаса газа в объёме 3,4 трлн. м³, которые необходимо безопасно и эффективно добыть, и направить для нужд внутреннего рынка. 81% добычи приходится на три крупных проекта: Карачаганак, Кашаган и Тенгиз

В новых геополитических условиях возможно развитие новых транзитных мощностей и дальнейшая газификация регионов Республики Казахстан.

НО СЕГОДНЯ ГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ НУЖДАЕТСЯ В СЕРЬЕЗНОЙ ПОДДЕРЖКЕ, значительных финансовых инвестициях, так как без модернизации и расширения объектов газотранспортной системы, дальнейшее бесперебойное газоснабжение потребителей практически невозможно.

Видение «Жаңарған QazaqGaz»

В конце прошлого года решением Правительства АО «КазТрансГаз» стал портфельной компанией АО «Самрук-Казына» с присвоением статуса «национальной», а также переименован в «QazaqGaz».

Компанией сформировано новое видение «Жаңарған QazaqGaz», началось полномасштабное обновление всех сфер деятельности:

  1. В соответствии с поручениями Главы государства об организации полного аудита и обеспечении транспарентности в деятельности компании ведется конкретная работа в данном направлении, о результатах которых мы ознакомим в ближайшее время. На сегодняшний день идентифицированы посреднические схемы и финансовые нарушения на сумму более 700 млрд. тенге, 100 (млрд. тенге) из которых правоохранительные органы уже установили.

По всем стратегическим проектам компании разработаны ПСД, планируется начать реализацию проектов за счет собственных средств группы QazaqGaz с дальнейшим привлечением заемного финансирования в наиболее благоприятный период времени на мировых рынках капитала (в т.ч.: реконструкция ГТС Мангистауской и Атырауской областей; газификация объектов в Мангистауской обл., ТЭЦ 2,3 г.Алматы; строительство ГПЗ Кашаган, ПГУ в Туркестанской обл.).

  1. Ведется работа по разработке Стратегии развития QazaqGaz, нацеленной на консолидацию усилий всех участников рынка газоснабжения, формирование репутации надежного партнера.
  2. Компания уделяет первостепенное внимание вопросам обновления и совершенствования кадровой политики, основанной на принципах меритократии и транспарентности, улучшения условий труда производственного персонала по группе компаний.
  3. В целях обеспечения бесперебойного и безаварийного газоснабжения РК Компания примет меры по:
  • обеспечению энергетической безопасности страны путем надлежащей эксплуатации ГТС РК;
  • защите внутреннего рынка газоснабжения в условиях формирования общего рынка газа ЕАЭС в 2025 году.

При этом, QazaqGaz как национальный оператор в сфере газа и газоснабжения РК, должен обладать необходимыми правами, ресурсами газа и финансово устойчивым состоянием.

  1. Важнейшими приоритетами Компании являются повышение уровня прозрачности системы закупок и оптимизация затрат.

Ведется работа по:

  • внедрению новой модели закупок Фонда на деятельность группы компаний QazaqGaz, в т.ч. совместные предприятия;
  • развитию местного содержания в закупках, в т.ч. путем локализации производства в РК (например, сервис и производство газоперекачивающих агрегатов SOLAR, RR, Siemens, CAT, GE и др.);
  • выработке предложений по демонополизации и оптимизации активов группы компаний, исключению посреднических структур, оптимизации затрат.

Стратегия «Жаңарған QazaqGaz» будет формироваться на пяти основных аспектах для построения вертикально интегрированной компании:

  1. Увеличение ресурсной базы товарного газа.
  2. Развитие внутреннего рынка газа.
  3. Развитие транзита и экспорта газа.
  4. Развитие газохимии и глубокой переработки.
  5. Инвестиционная и операционная эффективность.
  6. QazaqGaz будет использовать статус Национальной компании, обладающей приоритетным правом на недропользование, для формирования сбалансированного портфеля активов в секторе разведки и добычи газа и получения прав недропользования по важнейшим проектам.

QazaqGaz будет усиливать свою роль в проектах переработки газа, в целях обеспечения загрузки действующих мощностей ГПЗ.

Вместе с тем, с целью расширения ресурсной базы Национальный оператор внес на согласование и дальнейшее утверждение заинтересованными органами комплекс стимулирующих мер в т.ч.:

  • фискальные преференции недропользователям;
  • предоставление привлекательной закупочной цены недропользователям на дополнительные объемы газа, говоря простым языком, «дай нам хорошую цену, мы дадим больше газа стране», так как нынешняя цена демотивирует добычников газа;
  • стимулирующие подходы по сокращению обратной закачки и сжиганию на факелах;
  • совместная деятельность по переработке газа и развитию новых газотранспортных мощностей.

Целевой показатель прироста производства товарного газа к 2030 году +15 млрд. м3 за счет запуска наиболее подготовленных проектов по добыче газа и за счет переработки газа вместо сжигания и обратной закачки. Детальнее расскажу на слайде 7.

  • Национальный оператор в условиях дефицита ресурсов товарного газа и убыточности цен на внутреннем рынке инициировал комплекс предложений в законопроект «Быстрые меры» по социально-справедливой реформе ценообразования, в т.ч. расширение перечня категорий потребителей, готовых приобретать товарный газ по рыночным ценам.

В области развития внутреннего рынка Компания нацелена на повышение уровня газификации до 65% к 2030 году и достижение безубыточности. Реализация Генеральной схемы газификации РК будет продолжена с привлечением частных инвестиций независимых газораспределительных организаций.

  • реализация новых проектов по транспортировке газа будет осуществляться при условии окупаемости самих проектов и наличии синергетического эффекта для деятельности Компании. Кроме того, в приоритете должно быть сохранение экспорта казахстанского газа на уровне 5 млрд. м3.
  • в газохимии и глубокой переработке национальный оператор нацелен на предоставление газа для наиболее рентабельных проектов газохимии по рыночной цене. Приоритетными целями являются развитие новой энергетики и проектов газохимии (производство метанола, карбамида, аммиака, гранулированной серы, голубого водорода, удобрений и т.д.).
  • в своей деятельности QazaqGaz будет неизменно придерживаться высоких принципов ESG и стандартов корпоративного управления. Для соблюдения этих принципов Компания намерена применять передовой международный опыт по ведению бизнеса, защите окружающей среды, обеспечению безопасных условий труда, развитию человеческого капитала. В соответствии с поручением Главы государства ведется работа по выходу компании на IPO.

Таким образом, в разработку этой новой Стратегии мы также привлечем основных производителей газа в РК, международные экспертные и консалтинговые компании. QazaqGaz стал НК и уже имеет абсолютно новые и беспрецедентные вызовы и задачи, поставленные новыми реалиями, геополитическими сложностями и рисками энергетической безопасности. Таким образом, считаем, критически важным разработать этот документ совместными усилиями вышеуказанных стейкхолдеров.

Направлено предложение в Ассоциацию «Казахстанский совет иностранных инвесторов» (АКСИИ) принять участие в формировании Стратегии Энергоперехода Казахстана (Energy Transition Strategy). Об этом расскажу позже в своем выступлении.

Считаю целесообразным информировать Вас о ключевых событиях за последние 3 месяца:

  1. Обеспечено бесперебойное и безаварийное газоснабжение в осенне-зимний отопительный период 2021-22гг. (0 аварий).
  2. Подан газ населению в 22 населенных пунктах Туркестанской области (долгострой), проблема не решалась более 10 лет.
  3. Ведется работа по дебюрократизации процесса подключения населения к газу, количество документов для получения техусловий снижено в 2 раза.

В целях приоритетного обеспечения товарным газом внутреннего рынка:

  1. Направлены 600 млн. м3 дополнительного объема газа ТШО на внутренний рынок (из экспортных объемов ТШО).
  2. Достигнуто соглашение о поставке туркменского газа в период с марта по 1 сентября 2022 года (+ 670 млн. м3).
  3. Увеличена приемка газа на ОГПЗ с КПО на 1 млрд. м3 для обеспечения внутреннего рынка, это дополнительные поступления в бюджет ~200 млн. долл. США в 2022 году.
  4.  Реализуется комплекс мер по социально-справедливой реформе ценообразования, без эффекта на социально-незащищенные слои населения.
  5. Обеспечена социальная стабильность в группе компаний QazaqGaz.
  6. 14 мая текущего года утверждены оптовые цены с повышением в среднем по РК на 7,6% на период с 01.07.2022 по 30.06.2023 г., что позволило снизить убытки на 18 млрд. тенге.
  7. Оптимизированы расходы на 9,4 млрд. тенге (ОАР – на 25%, КВЛ административного характера – на 71%).
  8. Подписаны меморандумы о сотрудничестве и инвестициях с местными и зарубежными компаниями (KazakhInvest, Condor Petroleum, Yildirim Group, KOС Holding, Kibar  и т.д.).
  9. Инициированы мероприятия по локализации сервиса и производства ГПА в целях развития местного содержания.

А также хочу заострить Ваше внимание на необходимости:

Первое: разработать «Доктрину энергетической безопасности» с учетом рационального использования угля и газа. Это важно для выхода из газодефицита и усиления национальной безопасности в целом.

Второе: принять решение о формировании «Стратегических резервов нефти и газа» (Strategic Petroleum Reserves), что также важно для национальной безопасности.

Извлекаемых запасов страны 3,8 трлн. м3 достаточно на более чем 100 лет, проблема в ограниченности мощности ГПЗ

Основные запасы сосредоточены в 3-х крупных месторождениях Карачаганак, Тенгиз, Кашаган. Эти запасы являются попутным нефтяным газом (ПНГ), то есть его утилизация влияет на темпы и объемы добычи нефти. При этом, 41% общего добытого газа на этих трех крупных месторождениях по итогам 2021 года закачано обратно в пласт для поддержания пластового давления.

Доказанные запасы газа позволяют обеспечить внутренний рынок, но наблюдается нехватка газоперерабатывающих мощностей для переработки, а технологические решения имеющихся мощностей не соответствуют параметрам газа (например, Чинаревский ГПЗ).

Принято решение о передаче проекта строительства ГПЗ «Кашаган» в АО «НК «QazaqGaz». Работа по загрузке действующих и развитию новых газоперерабатывающих мощностей продолжается (в т.ч.: Кашаган, Карачаганак, Жанажол, Чинаревский ГПЗ, КазГерМунай).

За последние годы введены новые газовые коридоры, сформирована интегрированная газотранспортная система из ранее разрозненных магистральных газопроводов. В перспективе при условии расширения ресурсной базы это позволит создать центральноазиатский газовый хаб с огромным транзитно-транспортным потенциалом.

Однако, в 2024 году газовая отрасль может столкнуться с кризисными явлениями. Если удовлетворить все заявки потребителей, то кризис начнется уже в 2023 году.

Во-первых, прогнозируется дефицит газа с 2024 года. Потребности внутреннего рынка превысят доступные ресурсы газа на ~1,7 млрд. м3. Если не принять неотложные меры, экспорт газа прекратится в 2023 году.

Это связано с большим объемом заявок от новых крупных потребителей, включая проекты перевода ТЭЦ на газ (ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 в Алматы и др.), подключения к газоснабжению новых газохимических комплексов (ОХК, WestGasOil и др.) и новых крупных коммерческих потребителей (таких как ArcelorMittal, Конденсат и др.).

Во-вторых, ожидается ухудшение финансовой устойчивости Национального оператора в 2022 году из-за убыточности внутреннего рынка.

В 2021 г. Национальному оператору удалось компенсировать убытки внутреннего рынка в 162 млрд. тг за счет доходов от транспортировки и экспорта.

Однако, в 2022 г. прогнозируется снижение валовой прибыли до - 62 млрд. тг, так как убытки внутреннего рынка составят -176 млрд. тг, а доходы упадут из-за сокращения объемов экспорта.

Необходимы неотложные меры.

Неотложные меры по расширению ресурсной базы товарного газа в период с 2022 по 2030г. выглядят следующим образом:

  1. К 2022 году доступный ресурс равен 25,6 млрд. м3, с учетом включения объемов ТШО, которые должны быть перенаправлены с экспорта на внутренний рынок в объеме     1,7 млрд. м3. Пока понимания с ТШО нет, они нацелены на экспортные поставки газа, тогда как страна нуждается в дополнительных объемах для внутреннего рынка.
  2. С 2023 года появляются наиболее подготовленные месторождения в объеме 200 млн. м3, такие как Урихтау, Придорожное, Рожковское и т.д. и к 2027 году объемы добычи увеличиваются до 1,7 млрд. м3.
  3. С 2024 года ГПЗ на Кашагане мощностью 1 млрд. м3 даст 0,7 млрд. м3 товарного газа.
  4. С 2026 года планируется снижение обратной закачки газа на месторождении Тенгиз и Карачаганак, в результате чего планируется увеличение свободного ресурса на 5 млрд. м3.
  5. Также к 2026 году планируется расширение завода Кашаган дополнительно на 2 млрд. м3 и к 2029 году еще на       6 млрд. м3.
  6. С 2029 года прогнозные объемы добычи от геологоразведки QazaqGaz (Жанажол и др.) могут составить      1 млрд. м3.

В результате, с учетом включения дополнительного импорта газа в объеме 1,6 млрд. м3 к 2030 году, доступного ресурса достаточно, чтобы удовлетворить потребность внутреннего рынка в объеме 38,3 млрд. м3 и дополнительного экспорта газа в КНР в объеме 5 млрд. м3.

При этом, необходимо:

  • принятие неотложных мер по обеспечению дополнительными объемами казахстанского газа;
  • закуп импортного газа;
  • строительство 2-ой нитки МГ «ББШ»;
  • социально-справедливая реформа ценообразования на внутреннем рынке.

Если не будут реализованы инициативы по дополнительным объемам, то нам придется сократить объемы потребления и начнем с перспективных проектов.

Необходимым условием увеличения ресурсной базы является выработка комплекса стимулирующих подходов к сокращению обратной закачки и сжиганию попутного газа на факелах:

  • предоставление фискальных преференций недропользователям;
  • совместная реализация проектов по переработке газа;
  • предоставление привлекательной закупочной цены на товарный газ независимым недропользователям. QazaqGaz разработал и обсудил с АКСИИ формулу привлекательной цены закупа газа. Уже есть положительные отзывы. Это должно оживить рынок газодобытчиков;
  • введение новых категорий крупных промышленных потребителей и майнеров, которым газ будет поставляться по рыночным ценам, с привязкой к ценам экспортных поставок товарного газа в КНР;
  • социально-справедливая реформа ценообразования.

В структуре ресурсов товарного газа в 2022 году основная доля приходится на Карачаганак, Тенгиз, Кашаган и Жанажол.

Структура потребления товарного газа показывает фактическое потребление газа указанными группами потребителей, например, 28% объема газа потребляет население напрямую на приготовление пищи и отопление. Доля потребления ТЭК составляет 41%, юридических лиц – 29%, бюджетных организаций – всего 2%.

Следующая диаграмма представляет распределение объемов газа по группам потребителей с учетом объемов газа ТЭК на выработку тепла и электроэнергии для населения и юридических лиц.

Предлагаем следующие подходы по дифференциации оптовых цен на товарный газ по группам потребителей:

  • по населению - умеренное ежегодное повышение цены на 15%;
  • по социально-уязвимым слоям населения - обеспечение сдерживания цены до 4%;
  • по коммерческим потребителям - ежегодное повышение цены на 20-30%;
  • по высокотехнологичным предприятиям - «нетбэк» от экспорта.

01.04.2022 г. запущен пилотный проект в Жамбылской и Западно-Казахстанской областях, где для СУСН на 20% снижены розничные цены на товарный газ.

С 01.07.2022 г. планируется масштабировать проект по всем регионам страны. Это будет отправной точкой в социально-справедливой реформе ценообразования.

Поставки газа на внутренний рынок являются убыточными для QazaqGaz. Вся цепочка создания стоимости товарного газа (закупочная цена у недропользователя, услуги по транспортировке, оптовые и розничные цены) устанавливается МЭ и КРЕМ МНЭ РК в соответствии с действующим Законодательством РК.

За 2021 год убытки составили 162 млрд. тг., тогда как в осенне-зимний отопительный период 2022-23гг. могут превысить 184 млрд. тг.

Убытки связаны с тем, что себестоимость закупа газа у недропользователей в 25 209 тг за 1000 м3 превышает оптовую цену реализации газа газораспределительным компаниям, которая составляет 14 327 тг. То есть с каждой тысячи кубических метров мы теряем 11 000 тенге.

Прибыль от реализации газа на экспорт не покрывает убытки на внутреннем рынке

Учитывая все торговые операции группы, в 2022 году ожидаемый убыток от реализации газа на внутренний рынок составит -176 млрд. тенге. Тогда как прибыль от реализации газа на экспорт равна 113,9 млрд. тенге.

Общий валовый убыток равен -62 млрд. тенге. За период с 2015 по 2021 год был получен убыток в размере 587 млрд. тенге. При повышении оптовых цен на 7,6% с 1 июля 2022 года, согласно предварительному расчету МНЭ, в период 2022-26гг. дополнительные убытки составят 332 млрд. тенге.

Резервы для субсидирования убытков исчерпаны. Необходима социально-справедливая реформа ценообразования, без эффекта для социально-уязвимых слоев населения.

Для выхода из кризиса мы принимаем неотложные меры и ожидаем следующие результаты:

  1. +48 млрд. тенге в год от введения новых категорий крупных коммерческих потребителей (Казахмыс, Арселор Миттал), майнеров и других категорий, готовых платить рыночную цену за газ.
  2. +8,6 млрд. тенге при включении расходов на эксплуатацию объектов путем расширения оснований для изменения утвержденных тарифов на магистральную и распределительную транспортировку до истечения срока их действия.

Также, для целей безопасной эксплуатации МИО необходимо ускорить работу по устранению замечаний по объектам газоснабжения. Как отметил Болат Уралович, 736 объектов или порядка 60% от передаваемых МИО объектов, требуют устранения замечаний.

МИО совместно с МФ необходимо ускорить процедуру оценки/передачи объектов газоснабжения (более 2-х лет).

QazaqGaz поддерживает идею Министерства энергетики о передаче функций МИО по строительству систем газоснабжения в QazaqGaz без монополизации рынка СМР. То есть эти же бюджетные средства будут отданы в конкурентную среду, но администратором будет QazaqGaz.

  1. Десятки млрд. тенге: ведется комплексная работа по исключению посреднических структур из реализации товарного газа коммерческим потребителям, например, есть посредник, который покупал газ у QazaqGaz за 5,5 тенге за м3 и продавал за 32 тенге за м3.
  2. Исключение 15% ограничения повышения оптовых цен на газ, возможность корректировки 2 раза в год, при изменении тарифов на магистральную транспортировку (как правило, с 1 января) и с 1 июля.
  3. Утверждение оптовых цен на долгосрочный период 5 лет (по аналогии с тарифами на электроэнергию и тарифами естественных монополий).

Совершенствование ценообразования на газ также необходимо с учетом присоединения к Общему рынку ЕАЭС для исключения перетока дешевого казахстанского газа на другие рынки стран-импортеров газа ЕАЭС. Существует риск «шоковой терапии» увеличения цен на газ в 2 раза при вступлении Казахстана в общий рынок газа ЕАЭС в 2025 году.

Для обеспечения финансовой устойчивости Национального оператора необходимо повысить оптовые цены на газ без существенного повышения розничных цен для населения

Был разработан прогноз достаточности финансовых средств у Национального оператора для компенсации убытков внутреннего рынка до 2025 г.

Для обеспечения финансовой устойчивости Национального оператора необходимо:

  1. Обеспечение необходимого уровня оптовых цен, который был разработан в координации
    с Министерством энергетики в рамках Комплексного плана.
  2. Ограничение перечня новых крупных потребителей, которым будет поставляться доступный казахстанский газ по сдерживаемым ценам.

Требуемый уровень повышения оптовых цен на 24% без существенного повышения цен для населения предполагал увеличение оптовой цены на 3 тенге за м3. Однако, утвердили увеличение на 7,6% или 1 тенге за м3. Для среднестатистического казахстанца, проживающего в квартире до 50 м2 или в индивидуальном жилом доме до 100 м2, такое увеличение составит 50 тенге и 290 тенге в месяц соответственно. Тогда как среднемесячный счет за ТБО 600 тенге, Интернет 2500 тенге, газ в квартирах 936 тенге.

В целом, повышение оптовых цен с 1 июля 2022 г. на 7,6% не решает вопрос безубыточной деятельности QazaqGaz на внутреннем рынке. Это срывает планы по дальнейшей газификации страны.

Посещение мной производственных объектов в регионах выявило ряд критических проблем состояния ГТС, требующих скорейшего устранения с вложением необходимых финансовых средств.

Например, по результатам посещения КС Кульсары установлено, что его техническое состояние находится в плачевном состоянии. КС эксплуатируется с 1968 года (54 года), от ее работы зависит объем прокачки газа ТШО, а также энергетическая безопасность внутреннего рынка РК. Остановка КС приведет к остановке добыче на Тенгизе, что несет угрозу неуплаты многомиллионных отчислений в государственный бюджет.

Необходимо социально-справедливое ценообразование для решения проблем финансирования модернизации и расширения газотранспортной инфраструктуры.

Ведется актуализация Генеральной схемы газификации, проектов газификации северных областей, столицы и других населенных пунктов вдоль газопровода Сарыарка. Однако, реализация под угрозой из-за прогнозируемого дефицита и убыточного уровня цен на внутреннем рынке.

Необходимо форсировать решение неотложных мер по расширению ресурсной базы, социально-справедливой реформе ценообразования, повышению эффективности проектов газификации и снижению стоимости подключения, так как 43% негазифицированных казахстанцев живут без газа и топят углем.

Изучаются альтернативные варианты газификации.

Для повышения эффективности инвестиций в газификацию северных регионов и в целом Казахстана будет применен рациональный подход:

  • Привлечение частных инвестиций независимых газораспределительных организаций (текущая доля внутреннего рынка газа – 20%).
  • Населенные пункты и промышленность с низким объемом потребления возможно будут выборочно газифицированы CNG/LNG газом.
  • В перспективе, с учетом формирования стабильного потребления природного газа обеспечим переход на трубопроводный газ.

Дополнительно необходимо актуализировать План мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива (ПП РК №797 от 29.11.2018г.), имеющий значительный социальный, экологический и экономический эффект.

Уважаемые участники правительственного часа! Хотел бы заострить Ваше внимание на общемировых тенденциях энергетики и роли газа. Как Вам известно, Казахстан поставил перед собой довольно амбициозные цели по декарбонизации экономики, в частности, достижение углеродной нейтральности к 2060 году, доведение объемов газа в структуре энергобаланса страны до 25 процентов к 2030 году. Это означает, что для достижения поставленных целей Правительству следует принять сложные, но крайне важные решения, чтобы построить надлежащую институциональную и экономическую основу, внедрив соответствующие механизмы.

Природный газ сыграет ключевую роль в переходе на новую энергетику в Казахстане. В этой связи, QazaqGaz предлагает свою кандидатуру в качестве координатора проекта разработки и реализации Стратегии Энергоперехода Республики Казахстан.

Глава государства, выступая в Мажилисе 11 января т.г., подчеркнул, что ESG является областью усиления требований международными инвесторами, одним из условий повышения инвестиционной привлекательности страны. Это важно для нашей компании в рамках подготовки к выходу на IPO, наш equity story.

Предлагаем разработать страновую Стратегию энергоперехода, которая базируется на:

  1. Стратегии перехода энергетики Республики Казахстан к углеродной нейтральности;
  2. Программе внедрения комплексного плана развития газовой отрасли Республики Казахстан;
  3. Стратегии роста и повышения акционерной стоимости НК QazaqGaz.

Предлагаем следующую модель управления разработки и внедрения стратегии перехода энергетики Республики Казахстан к углеродной нейтральности:

Первый Заместитель Премьер-Министра РК - Куратор программы;

Ассоциация «Казахстанский Совет иностранных инвесторов» - Рабочий орган, предоставляет площадку для реализации проекта, оказывает организационную поддержку. АКСИИ уже проявил интерес к разработке документа;

QazaqGaz в составе Самрук-Казына - Координатор проекта, координирует разработку и внедрение стратегии, сводит данные, полученные
от ведомств;

Министерства энергетики, экологии, геологии и природных ресурсов, национальной экономики, прочие ведомства -  Со-исполнители, принимают активное участие в разработке стратегии, предоставляют необходимые данные
и экспертизу, отвечают за внедрение своих инициатив.

В этой связи, нами внесены ряд неотложных мер и законодательных инициатив, по которым требуется Ваша поддержка.

  1. Разработка временного регламента по распределению (приоритетности в обеспечении) ограниченных ресурсов товарного газа.
  2. Согласовать долгосрочный график повышения цен на газ, с учетом дифференцированного подхода.
  3. Внедрить новые категории крупных промышленных потребителей и организаций, осуществляющих майнинг криптовалют.
  4. Обеспечить реализацию «Неотложных мер» по получению дополнительных ресурсов газа с крупных месторождений: Карачаганак, Тенгиз и Кашаган.
  5. Ускорить вопрос предоставления фискальных преференций для реализации новых газовых проектов на месторождениях КМГ и других недропользователей.
  6. Согласовать реализацию строительства 2-ой нитки ББШ.
  7. Разработать «Доктрину энергетической безопасности» с учетом рационального использования угля и газа.
  8. Принять решение о формировании «Стратегических резервов нефти и газа».
  9. Подготовить Стратегию энергетического транзита Казахстана
  10. Согласование и утверждение Комплексного плана развития газовой отрасли в СРОК до 1 июля 2022 г.

 

Дочерние организации