По словам Санжара Жаркешова на сегодняшний день начата работа по разработке Cтратегии развития QazaqGaz, в которой определены ключевые приоритеты. В целом, компания ориентирована на увеличение ресурсной базы товарного газа, развитие новой энергетики, газохимии и обеспечение энергетической безопасности, энергоэффективное потребление, совершенствование тарифной и ценовой политики. Кроме того, в планах компании повышение инвестиционной и операционной эффективности, внедрение прозрачности корпоративного управления и принципов ESG, также проведение цифровой трансформации. В целях обеспечения бесперебойного и безаварийного газоснабжения страны компания примет меры по обеспечению энергетической безопасности страны путем надлежащей эксплуатации газотранспортной системы страны, защиты внутреннего рынка газоснабжения в условиях формирования общего рынка газа ЕАЭС в 2025 году.
Помимо всего за последние годы введены новые газовые коридоры, сформирована интегрированная газотранспортная система из ранее разрозненных магистральных газопроводов. В перспективе при условии расширения ресурсной базы это позволит создать центральноазиатский газовый хаб с огромным транзитно-транспортным потенциалом.
«Однако, в 2024 году газовая отрасль может столкнуться с кризисными явлениями. Если удовлетворить все заявки потребителей, то кризис начнется уже в 2023 году. Во-первых, прогнозируется дефицит газа с 2024 года. Потребности внутреннего рынка превысят доступные ресурсы газа на ~1 млрд. м3. Экспорт прекратится. Это связано с большим объемом заявок от новых крупных потребителей, включая проекты перевода ТЭЦ на газ (ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 в Алматы и др.), подключения к газоснабжению новых газохимических комплексов (ОХК, WestGasOil и др.) и новых крупных коммерческих потребителей (таких как ArcelorMittal, Конденсат и др.). Во-вторых, ожидается ухудшение финансовой устойчивости Национального оператора в 2022 году из-за убыточности внутреннего рынка. В этой связи нужно принять срочные меры»,-отметил Председатель Правления.
Кроме того, по словам Санжара Жаркешова на повестке дня стоит вопрос увеличения ресурсов товарного газа на газоперерабатывающих заводах Кашаган и Тенгиз. Выработка комплексных стимулирующих подходов к сокращению обратной закачки и сжиганию попутного газа на факелах и является необходимым условием для увеличения ресурсной базы.
Также, в целях безопасной эксплуатации местным исполнительным органам необходимо ускорить работу по устранению замечаний по объектам газоснабжения (736 объектов или порядка 60% от передаваемых МИО объектов). Как отметил Председатель Правления необходимо комплексно рассмотреть вопрос передачи функций местных исполнительных органов по строительству систем газоснабжения в QazaqGaz.
Необходимо признать, что поставки газа на внутренний рынок являются убыточными для QazaqGaz. «Вся цепочка создания стоимости товарного газа (закупочная цена у недропользователя, услуги по транспортировке, оптовые и розничные цены) устанавливается Министерством экономики и КРЕМ МНЭ РК в соответствии с действующим законодательством РК. За 2021 год убытки составили 162 млрд. тг., тогда как в осенне-зимний отопительный период 2022-23гг. могут превысить 184 млрд. тг. Убытки связаны с тем, что себестоимость закупа газа у недропользователей в 25 209 тг за 1000 м3 превышает оптовую цену реализации газа газораспределительным компаниям, которая составляет 14 327 тг»,-отметил глава QazaqGaz.
Стоит отметить, что был разработан прогноз достаточности финансовых средств у Национального оператора для компенсации убытков внутреннего рынка до 2025 года.
Как подчеркнул Председатель Правления ведется актуализация Генеральной схемы газификации, проектов газификации северных областей, столицы и других населенных пунктов вдоль газопровода Сарыарка. Для повышения эффективности инвестиций в газификацию северных регионов и в целом Казахстана будет применен рациональный подход.
Подводя итоги своего выступления, глава QazaqGaz отметил, что компания поддерживает идею демонополизации и либерализации рынка газоснабжения как конечной цели в развитии здоровой конкуренции.
«Однако, в целях обеспечения энергетической безопасности РК, с учетом формирования единого рынка газа ЕАЭС в 2025 году, необходимости решения комплекса системных вопросов в расширении ресурсной базы и совершенствовании системы ценообразования, реализации комплекса стимулирующих мер для всех участников рынка газоснабжения РК возрастает роль Национального оператора QazaqGaz как уполномоченной организации РК. В этой сязи, считаю целесообразным сохранить модель единого закупщика QazaqGaz, приоритетное право на недропользование, преимущественное право на приобретение товарного и сырого газа», -заключил Санжар Жаркешов.