Первой «ласточкой», в этом достаточно сложном процессе, стал нефтегазовый сектор страны. Сегодня уже можно подвести промежуточные итоги и сделать выводы, насколько полезными стали процессы обновления на примере Национального оператора в газовой сфере. На вопросы о деятельности АО «КазТрансГаз» ответил Заместитель Генерального директора по трансформации и развитию Ерканат Уакбаевич Темирханов.

- Ерканат Уакбаевич, что такое трансформация КазТрансГаза, что конкретно подразумевает этот процесс?

- Трансформация КазТрансГаза - это программа масштабных преобразований, направленных на повышение эффективности и увеличение стоимости активов компании. В стремительно изменяющемся, современном мире, должен меняться и КазТрансГаз: внедрять новые, передовые технологии, новые стандарты бизнес процессов, оптимизировать структуры управления. Иначе любое современное предприятие, а особенно такое большое как КазТрансГаз, обречено на отставание. А предприятие у нас действительно большое. В управлении КазТрансГаза находится более 30-ти тысяч километров газораспределительных сетей, 14 тысяч километров магистральных газопроводов. Компания обеспечивает газом свыше 7 миллионов потребителей. Бесперебойную и безаварийную работу всей этой системы обеспечивают более 14 тысяч человек.

 Досконально проанализировав свою деятельность, мы составили четкую программу трансформации. Она предусматривает, что дальнейшая работа КазТрансГаза, как Национального оператора, будет базироваться, на «трех китах» - добыче, транспортировке и реализации газа, причем это будут раздельные бизнес-процессы, которыми займутся наши преобразованные дочерние предприятия. Так же большое внимание будет уделено оптимизации всех бизнес-процессов компании.

Мы создаем оператора по эксплуатации и обслуживанию магистральных газопроводов и газораспределительных сетей на базе своей дочерней компании АО «Интергаз Центральная Азия». До передачи этих функций АО «Интергаз Центральная Азия» занималось только эксплуатацией и обслуживанием магистральных, транзитных газопроводов. Теперь компании в эксплуатацию передается еще и вся газораспределительная сеть, идущая от этих магистральных газопроводов до конечного потребителя во всех городах и селах страны. Кроме этого, в АО «Интергаз Центральная Азия» из АО «КазТрансГаз Аймак» переходит весь квалифицированный производственный и административно-управленческий персонал, занятый в транспортировке газа.

Это масштабное преобразование дочерней организации потребовало изменений в работе АО «КазТрансГаз Аймак», которое полностью сконцентрируется на розничной реализации товарного газа на внутреннем рынке и работе непосредственно с потребителями. Компания больше не будет заниматься транспортировкой газа и содержанием распределительных сетей.

Теперь КазТрансГаз Аймак активно займется реализацией инвестиционных программ, направленных на газификацию регионов и модернизацию сетей газоснабжения. Вновь построенные газопроводы будут передаваться для эксплуатации в «Интергаз Центральная Азия».

Работу по наращиванию ресурсной базы, разведке и добычи газа продолжит ТОО «Амангельды Газ». Для этого, в соответствие с Программой развития газовой отрасли, в целях обеспечения газом потребителей, мы продолжаем освоение Амангельдинской группы газовых месторождений в Жамбылской области.

Все эти масштабные преобразования привели к необходимости создания оператора по сервисному обслуживанию наших дочерних компаний, абсолютно всех филиалов КазТрансГаза.

- Чем вызвано такое перераспределение функций между вашими дочерними предприятиями?

- В процессе анализа наших бизнес-процессов, было выявлено, что многие функции либо дублировали друг друга, либо вообще были не свойственны тому или иному предприятию. Ведь если одна компания занимается транспортировкой газа, то она не должна решать вопросы его реализации или добычи, и наоборот.

Простой пример, раньше, АО «КазТрансГаз Аймак», чтобы обслуживать газораспределительную систему, содержало свою операторскую, единый диспетчерский пункт, большой штат специалистов, то есть все тоже самое, что имелось в дочерней организации - «Интергаз Центральная Азия». После нововведений, больше не будут два обходчика или ремонтника идти по одному маршруту, или два сварщика заниматься одновременно идентичной работой. Образно говоря, не будет отдельно «слесаря по горячей и слесаря по холодной воде», все это будет выполнять один работник. Будут оптимизированы работы и услуги двух дочерних компаний с переориентацией рабочих специальностей. То есть, повысятся квалификационные требования ко всем специалистам и управленческому персоналу. Все это позволит избежать дублирования функций на всех уровнях и повысить выработку на одного работника.

- Кроме процессов, связанных с усовершенствованием производственной деятельности компании, какие изменения коснулись административно-управленческого звена?

- Безусловно, в первую очередь, изменения начались с головной холдинговой компании. Мы практически завершили процесс по созданию оптимальной структуры административно-управленческого персонала, на основе вертикально интегрированной схемы, единой для всей компании.

Весь центральный аппарат группы компаний КазТрансГаз и пяти дочерних компаний передислоцирован в одно здание. Такая структурная оптимизация дает колоссальную экономию за счет многократного сокращения и удешевления затрат на обслуживание и ремонт офисов, содержание административно-хозяйственной службы, канцелярии, охраны, паркинга и автостоянки. Для всех будет работать один IT-отдел с общим сервером, IP-телефония, созданы специальные залы для переговоров и видеоконференций.

Кроме этого, если раньше, региональные представительства дочерних предприятий, находились в разных офисах, арендовали, покупали административные здания, тратили средства на их обслуживание, то в рамках трансформации, все они так же будут размещены в одном офисе. Теперь в регионах вместо двух останется по одному филиалу и по одному аппарату управления. Создается единый центральный аппарат, размещённый в одной точке, а это приведет к тому, что все производственные расходы сократятся минимум в два раза. Вместо двух директоров, двух автомашин и водителей, двух замов и главных бухгалтеров и так далее, все будет в единственном числе! Это дает еще большую мобильность, повышает эффективность работы, упрощает взаимодействие. А высвободившиеся здания и помещения будут проданы, деньги направлены на газификацию и модернизацию газораспределительной системы. Сегодня такая работа проводится во всех филиалах «Интергаз Центральная Азия» и «КазТрансГаз Аймак».

- Вы рассказали о внедрении современных технологий в компании. Что именно вы модернизируете?

- Внедрение высоких технологий так же дает большую экономию. Сейчас во всех подразделениях компании, вплоть до районных газовых участков, установлены программы для видеоконференций и IP-телефония. Это позволяет оперативно взаимодействовать в режиме реального времени, а значит, отпадает необходимость в затратах на командировки и междугородние переговоры. Чтобы провести совещание, не нужно приезжать в Астану, и, наоборот, из центра выезжать в регионы. Снова - многомиллионная экономия не только денежных ресурсов, но и многочасовая экономия рабочего времени. 

Благодаря современным технологиям и системе диспетчеризации, находясь в Астане, мы имеем возможность, в режиме реального времени, наблюдать за трассой магистрального газопровода, газораспределительной системой и работой всей группы компаний в любой точке. А если возникает проблема, намного проще организовать «мозговой штурм» специалистов и, в «прямом эфире», дать рекомендации по решению возникшей проблемы.

Так же у нас с прошлого года внедрена электронная система управления персоналом и бизнес-процессами. Теперь мы еженедельно проводим отчетность и оценку проделанной работы. Мы ушли от старой, бумажной отчетности, за месяц, квартал и тому подобной писанины. Ни для кого не секрет, что такие отчеты составлялись в основном для галочки, и не приносили должного эффекта. А новый, полностью автоматизированный подход, позволяет еженедельно выявлять проблемные вопросы и оперативно корректировать бизнес-процессы, не дожидаясь конца месяца, полугодия и года, более быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка. И кстати, такой подход, очень дисциплинирует весь коллектив предприятия.

- Такая масштабная оптимизация бизнес-процессов, высвободит большое количество работников. Вы планируете большое сокращение персонала?

- Вся проводимая трансформация и оптимизация в группе компаний КазТрансГаза не ведет к какому-либо сокращению штата сотрудников. Наша кадровая политика направлена на карьерный рост сотрудников, путем переквалификации и повышения профессионального уровня. КазТрансГаз из года в год растет и развивается. Поэтому, за счет наращивания мощности и объёмов производства, у нас не может быть сокращения кадров. Те, кто хочет развиваться и совершенствоваться, строить свою карьеру вместе с нами, квалифицированный производственный и административно-управленческий персонал, продолжат работать в компании.

Здесь можно добавить, что компания уделяет большое внимание кадровой политике. Мы всегда оперативно реагируем на нужды, вопросы и предложения наших сотрудников. Для примера, по просьбам наших сотрудников, после введения еженедельной отчетности, мы перешли на еженедельную оплату труда. И практика показала, что такая форма оплаты очень удобна и практична, особенно для молодых специалистов и их семей.

- Вы рассказали, что компания создает оператора по сервисному обслуживанию. Что именно будет входить в обязанности и для чего нужен такой оператор в структуре КазТрансГаза?

- Необходимость создания оператора по сервисному обслуживанию возникла именно в ходе проводимого процесса трансформации. Мы проводили подробный анализ использования спецтехники и автотранспорта. И в результате выяснили, что вся наша техника, ежедневно, не используется на 100 процентов, а в некоторых случаях этот уровень даже ниже 25 процентов.

То есть, каждая дочерняя компания, в каждом регионе содержала собственный парк автотранспорта и спецтехники. При этом, например, подъемный кран или экскаватор, после выполненного объема работ, могли простаивать, пока не понадобятся снова. В это же время, другому филиалу требуются те же кран и экскаватор, их приобретают, а после того, как работа сделана, они тоже простаивают. Это приводило к тому, что имеющийся техпотенциал не работал на полную мощность. Поэтому и было принято решение определить компанию, которая станет управлять всем автомобильным парком и спецтехникой. Теперь, обратившись к оператору по сервисному обслуживанию, одной заявкой можно будет получить необходимую технику на нужное время.

Кроме того, для учета и контроля использования всей техники на ней будут установлены GPS-трекеры, что исключит ее нецелевое использование. Это позволит: во-первых, оптимизировать количество автотранспорта, во-вторых, сократить расходы на его содержание, в-третьих, позволит сервисной компании обновить парк автотехники, избавиться от старой, а КазТрансГазу - сосредоточиться на основных видах своей деятельности. Для нас отпадет необходимость по содержанию производственных ресурсов в этом виде деятельности.

Ранее такая работа была проведена в «КазТрансГаз Аймак», и позволила сократить пробег автотранспорта на 2,6 млн. километров в год, в разы сократилось потребление горюче-смазочных материалов, запчастей, сократился фонд заработанной платы. В итоге экономия составила несколько миллиардов тенге. Все это в целом будет способствовать экономии на услуги по всей группе компаний КазТрансГаза. 

- Действительно масштабные и эффективные преобразования, а что еще планируется сделать в рамках трансформации компании?

- Мы не только меняем структуру, при этом компания изыскивает все возможности оптимального использования имеющихся ресурсов. Руководство компании считает, что необходимо по-новому подойти к вопросам рачительного использования имеющийся материально-технической базы. Например, сейчас мы рассматриваем возможность переноса рабочих газопроводов, находящихся на консервации, в регионы, где реализуются проекты по газификации. А это тысячи километров высокопрочных труб. К качеству стальных труб всегда предъявляли и предъявляют очень высокие требования. Поэтому и стоимость их очень высока, а у нас большое количество труб сейчас находится на консервации. Если их перенести с одного участка на другой, до этого на современных станках и оборудовании сделать диагностику, очистить, обработать и переизолировать, они смогут прослужить еще 20-25 лет. И стоимость таких труб будет в разы меньше, и плюс новые рабочие места.

Так же у нас имеются компрессорные станции, тоже находящиеся на консервации. Почему бы опыт переноса труб не использовать и здесь? Вся эта работа, опять же, направлена на экономию миллиардов тенге, а значит - удешевлению инвестиционных проектов по газификации страны, снижению тарифной нагрузки и цены на газ.

- Мы неоднократно слышали про ваши экологические инициативы. Расскажите, какие шаги вы планируете в рамках концепции «Зеленой экономики»?

- В этом направлении работа идет постоянно. Наша компания инициатор перевода автотранспорта на газомоторное топливо, что даст не только огромную экономию средств, но и значительно снизит экологическую нагрузку. Сейчас идет процесс перевода всего автотранспорта КазТрансГаза на газомоторное топливо. Все это согласуется с реализацией Концепции по переходу Республики Казахстан к «Зеленой экономике». Мы выступили с инициативой и получили предварительное одобрение о переводе на газомоторное топливо автопарка всего холдинга «Самрук-Казына».

Этот опыт мы хотим распространить на весь Казахстан. У нас уже есть договоренность с компанией «Переработка Маркетинг КазМунайГаз» об установке через их сети заправок автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций. Руководством компании разработан перспективный план развития сети этих станций в республике до 2022 года. На сегодняшний день уже действует 11 таких заправок. И это только начало.

Руководители некоторых областей, видя такую экономическую выгоду, тоже подключаются к этому процессу. Недавно был подписан Меморандум с Акиматами Актюбинской, Алматинской и Костанайской областей о переводе муниципального транспорта на газомоторное топливо.

Наша дочерняя организация - ТОО «ҚaзТрансГаз Өнімдері» подписала соглашение о сотрудничестве с группой компаний ТОО «Аллюр Авто» и АО «Сарыарка АвтоПром» по увеличению на Костанайском автопредприятии выпуска отечественного транспорта, работающего на компримированном природном газе. Эта инициатива позволит автовладельцам существенно экономить средства, ведь газ дешевле бензина, и, опять же, в разы снизит экологическую нагрузку. 

К этому можно добавить, что в рамках Концепции по переходу к «Зеленой экономике», для общей экономии энергоресурсов и улучшения экологии, опираясь на международный опыт, КазТрансГаз предлагает перевести многоэтажные дома с централизованного на автономное отопление на природном газе. Это позволит исключить огромные потери, до 40% тепловой энергии, до 50% горячей воды и даст возможность сэкономить миллиарды тенге на замене и ремонте теплотрасс. Расчеты показывают, что при этом не надо бесконечно расширять и строить новые тепловые станции и трассы. Такой подход значительно снизит стоимость коммунальных платежей, сэкономит большое количество энергоресурсов, сделает воздух наших городов более чистым.

- Расскажите о динамике развития компании, о том, как складывается ситуация в сфере добычи и транспортировки газа?

- Наша цель - продолжение работы по дальнейшей интеграции и развитию отечественной газовой отрасли, получение максимальных доходов от экспорта газа и использования транзитного потенциала. И надо отметить, что компания в этом направлении развивается достаточно динамично. В прошлом году было выработано 23,5 млрд. кубометров товарного газа. На внутренний рынок поставлено 12,4 млрд. кубометров. Для сравнения, такого количества газа достаточно, чтобы в течение года обеспечить 4 млн. домов с площадью 100 кв. м. или 40 млн. квартир в многоэтажных домах!

Объем транспортировки газа по магистральным газопроводам составил 105,431 млрд. кубометров газа. Завершено строительство линейной части нитки «С» магистрального газопровода «Казахстан-Китай», в этом году будет введена в эксплуатацию третья нитка газопровода. Это позволит обеспечить транспортировку до 55 миллиардов кубометров газа в год.

КазТрансГаз подписал соглашение с «Социально-предпринимательской корпорацией «Сарыарка»» о сотрудничестве по реализации проекта разведки метана в угольных пластах Карагандинского угольного бассейна. С Акиматом Актюбинской области - меморандум о сотрудничестве, по реализации проекта по переработке попутного нефтяного газа сразу трех недропользователей данного региона. Теперь газ на месторождении «Кожасай», который ранее сжигался на факелах, пойдет потребителям, а это дополнительные 250-300 млн. кубометров газа в год. Рассматривается вариант аналогичного проекта для реализации в Кызылординской области.

КазТрансГаз примет участие в реализации совершенно нового инновационного проекта - строительстве завода по сжижению природного газа в Жамбылской области. Это позволит обеспечить отдаленные районы области газом, существенно снизит экологическую нагрузку в регионе. Инвестором выступила казахстанская компания «Астана-Транс-Ойл», которая планирует вложить в проект порядка 100 миллионов долларов США. КазТрансГаз, в свою очередь, обеспечит подключение к своим газопроводам и будет поставлять необходимые объемы газа для бесперебойной работы завода. В дальнейшей перспективе, мы хотим развиваться многовекторно, двигаться в направлении развития газохимической промышленности и сжиженного газа.

Претворяя в жизнь решения Главы государства, мы заканчиваем строительство участка «Бейнеу-Бозой» магистрального газопровода «Бейнеу-Бозой-Шымкент». Это альтернативный маршрут экспорта газа в Китай, он позволит наращивать наш экспортный и транзитный потенциал. В итоге увеличит доходность компании, которая будет направлена на газификацию и модернизацию всей газотранспортной системы.

- Каким образом преобразования, происходящие в АО КазТрансГаз, скажутся на тарифах на газ?

- Рост объёмов экспорта, транспортировки, переработки и внедрение новых технологий - залог сдерживания и постоянства ценовой и тарифной политики. Как я уже сказал, механизмы модернизации и оптимизации сегодня внедряются во всех структурных подразделениях КазТрансГаза, что исключает дублирование функций и работ по всем направлениям бизнес-процессов. Мы заканчиваем консолидацию технических и людских ресурсов по всей группе компаний.

КазТрансГаз - Национальный оператор, поэтому у руководства компании государственный подход и масштабное мышление при решении задач социальной направленности. Компания несет огромную социальную ответственность и наше стремление к достаточно жесткой экономии, оптимизации бизнес-процессов, никаким образом не должно сказаться на населении и на реализуемых проектах в сфере газа и газоснабжения.

Поэтому за счет оптимального использования внутренних резервов, компания продолжает сохранять ценовой баланс и тарифную политику. В перспективе, наша компания планирует ввести единые принципы ценообразования, единый тариф и комфортную цену на газ во всех регионах. При этом будет обязательной дифференциация стоимости по группам потребителей

- Давайте более подробно остановимся именно на потребителях. Как продвигается газификация в регионах Казахстана?

- В этом направлении компанией проводится планомерная работа по беспрерывному обеспечению газом потребителей внутри страны. В прошлом году Правительство Казахстана утвердило Генеральную схему газификации республики. Она предполагает, что к 2030 году в Казахстане будет газифицировано 13 областей, количество потребителей возрастет до 12 миллионов человек. На сегодняшний день КазТрансГазом проделан значительный объем работ, разработаны региональные схемы газификации, составлена обновленная ресурсная база по товарному газу. Совместно с Акиматами областей заключены соответствующие меморандумы о сотрудничестве в этой сфере. Нашей компанией завершена реализация проекта «Газификация города Алматы и пригородной зоны», построено 1226 км. газопроводов. В Восточном Казахстане, по проекту газификации города Зайсан, сдана первая очередь пускового комплекса, газопроводы подведены к 1100 абонентам и к более 100 объектам коммунально-бытового сектора. Активно газифицируется город Туркестан, где тысячи жителей уже пользуется самым удобным и экологичным топливом. С начала реализации проекта по модернизации газораспределительных сетей в Шымкенте проложено 1962 км., в Таразе 376 км. новых газопроводов. Тем самым, в этих крупных городах появилась самая передовая система газоснабжения.

Планируемый в этом году ввод в строй участка «Бейнеу – Бозой», о котором говорилось выше, будет способствовать газификации более 300 населенных пунктов Кызылординской и Южно-Казахстанской областей. Сейчас активно ведутся работы по прокладке подводящего газопровода и распределительных сетей в Кызылординской области. В этом году будут газифицированы пять населенных пунктов, в их числе города Байконур, Аральск, поселки Айтеке би, Шиели и Жанакорган. Во всех этих районах будут построены автоматизированные газораспределительные станции, а также проложены внутриквартальные газопроводы.

- Как Национальный оператор, вы представляете Казахстанский сектор газа и газоснабжения и за пределами страны. Как относятся и как оценивают работу вашей компании на международных рынках? 

- Действительно, насколько результативна деятельность компании, как влияют на ее деятельность проводимые преобразования, могут сказать международные рейтинги. Агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг «КазТрансГаза» и наших 100-процентных дочерних компаний «Интергаз Центральная Азия» и «КазТрансГаз Аймак» на уровне «BBB-/Стабильный», рейтинговое агентство Standard&Poor’s тоже подтвердило долгосрочный рейтинг.

Особо обратите внимание на то, что наша компания по этим рейтингам держится на уровне головной структуры, Национальной компании «КазМунайГаз». Это говорит о том, что материнская компания свою работу ведёт системно и в правильном русле, и она направленна на дальнейшее успешное развитие нефтегазового сектора экономики страны.

Еще одним фактором, подтверждающим международный уровень и авторитет КазТрансГаза, является ее кредитная надежность и инвестиционная привлекательность. В этом году компания заключила с крупными международными банками, такими как Citibank, ING Bank и Natixis, кредитное соглашение на привлечение синдицированного займа на общую сумму 400 миллионов долларов. Кредит предоставлен на выгодных условиях, сроком на три года с процентной ставкой 1,5 % + 3MLibor. 

АО «КазТрансГаз» - динамично развивающаяся, конкурентоспособная компания, эффективно использующая свои ресурсы и возможности, успешно проводит процесс трансформации. На Форуме трансформации фонда «Самрук-Казына», Глава государства подчеркнул, что именно от успешности процесса трансформации будет зависеть дальнейшая экономическая судьба Казахстана. Поэтому Национальный оператор в сфере газа и газоснабжения, с полным осознанием ответственности, возложенной на нас Президентом Республики Казахстан, продолжит начатую работу по трансформации бизнес-процессов. Это позволит принять действенные меры по сдерживанию ценовой и тарифной политики, направленные на повышение социально-экономического благосостояния страны.

Источник: Республиканская газета "Казахстанская правда" от 26 мая 2015 года №96 (27972)